Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Прорыв Исламского банкинга в Казахстане

20.11.2009

Архив новостей:
Мировой рынок финансовых услуг, соответствующих предписаниям Корана и нормам шариата, за последнее десятилетие вырос втрое, с $150 млрд. в середине 90-х годов до $531 млрд. в 2006 году. При этом, по оценкам рейтингового агентства Standard & Poor’s, он обладает семикратным потенциалом развития - до $4 трлн. Другие аналитики полагают, что рост активов исламских финансовых организаций к 2013 году может достигнуть $1 трлн.

О перспективах роста рынка исламского финансирования в Казахстане и его привлекательности для населения республики "Капитал.kz" рассказал Едиге Алпысбай, управляющий партнер "Kausar Consalting Kazakhstan".

- Какие инструменты исламского финансирования планируется внедрять в Казахстане?

Мы рассматриваем исламскую систему как альтернативную систему финансирования со своими инструментами. Эта система включает в себя банковскую систему, систему страхования, исламские фонды и ценные бумаги.

Основное отличие исламского банкинга от традиционной системы заключается в том, что в исламском банкинге отсутствует ссудный процент, но есть другие инструменты для привлечения депозитов и финансирования. По депозитам, это долевое участие, то есть любой депозитор, вкладывая свои деньги, участвует в прибыли банка, плюс его сберегательные счета. По блоку финансирования – это использование собственных исламских инструментов. Первое, это когда банк работает как партнер проекта, финансируя его, и тем самым участвует как в прибыли, так и в убытках (мудараба, мушарака). И второе – это проектное финансирование, используя такие инструменты, как мурабаха и иджара, другие услуги, которые основаны на комиссионном вознаграждении, такие как аккредитив, сейфовые услуги, гарантийные письма, обмен валют, например, все они приемлемы в исламских банках.

Стоит отметить, что принципы работы по существу схожи с традиционными, однако необходимо знать и учитывать все тонкости работы с исламскими инструментами. Например, мурабаха - купля-продажа в рассрочку, этот продукт используется при приобретении дорогостоящих предметов, когда в процесс купли-продажи вовлекается сторона, приобретающая товар у третьей стороны и продающая его потребителю по заранее оговоренной стоимости с определенной наценкой, которая будет им выплачена не сразу, а в будущем, через определенное время (в рассрочку).

Пример: клиенту нужны средства для покупки недвижимости, оборудования или сырья. Банк покупает этот товар и продает клиенту с надбавкой в рассрочку. Со стороны данный инструмент очень похож на обычное кредитование, но по сути это не так, потому, что здесь есть отношение товар-деньги. И банк деньги оплачивает именно поставщику товара, а не передает их клиенту.

Мушарака представляет собой совместное предприятие, куда и банк, и клиент инвестируют (деньгами или другими активами), и в котором партнеры делят прибыль и убытки по заранее оговоренному соотношению или в соответствующей пропорции.

При мудараба один партнер предоставляет финансовые средства, а второй ими управляет. Между двумя сторонами заключается контракт: одна сторона, рабб эль-маль, собственник-бенефициарий или компаньон-вкладчик, доверяет денежные средства другой стороне, называемой мудариб (лицо, распоряжающееся имуществом, иначе, партнер-исполнитель).

Мудариб использует финансовые средства таким образом, как он договорился с рабб эль-маль, и возвращает ему основную сумму, а также заранее оговоренную долю прибыли, оставляя остальное себе. Инвестор не отвечает за убытки, превышающие размеры внесенного долевого взноса. Мудариб несет убытки только своими затраченными временем и усилиями.

Иджара схож с лизингом, и чаще всего он используется для покупки автомобилей, техники, судов или недвижимости с оплатой в рассрочку в течение определенного времени за определенную цену.

- Чем отличаются исламские ПИФы от традиционных?

Отличие исламских ПИФов от других заключается в том, что средства не могут быть инвестированы в компании (и в акции компаний), производящие свинину, алкоголь, табак, торгующие этой продукцией; страховые и финансовые компании, живущие за счет процентов от сделок, а также производители и продавцы оружия и боевой техники. Кроме того, инвестиционный портфель исламских ПИФов не могут содержать облигации и паи фондов, основанные на ссудном проценте. Сейчас наша компания консультирует одну компанию, которая находится на стадии создания именно исламского ПИФа.

Потенциальными пайщиками являются не только инвесторы - мусульмане, которые вкладывают средства по закону шариата, это также и местные инвесторы, которые хотят диверсифицировать свой портфель в сторону исламского рынка. К примеру, в Малайзии, которая является лидером по развитию исламского финансирования, 40% клиентов исламских банков – не являются мусульманами.

- Какие необходимы условия для привлечения исламского финансирования в Казахстан, и когда, на Ваш взгляд, этот сегмент рынка начнет свое развитие в стране?

- В настоящее время Казахстан активно адаптируется к мировой финансовой системе, в том числе и к исламским принципам финансирования. В первую очередь, это, конечно, законодательная база и соответствие всем правилам шариата по запрещенной продукции и т. д. Но, как вы знаете, законопроект по развитию исламского финансирования в Казахстане уже готов, скоро он будет передан в парламент, до конца года ожидается принятие этого закона. К концу уже следующего года, я считаю, исламские банки смогут уже полноценно работать в Казахстане. Уже есть несколько банков, которые готовы к получению лицензии исламского банка для работы в республике. Единственной проблемой выступает такой фактор, как незнание механизма функционирования исламских инструментов. К тому же необходимо добиться понимания людей о том, что это не религиозная акция, а поиск альтернативной системы финансирования.

В целом, для страны это даст новый источник привлечения денег. К тому же в Казахстане живут мусульмане, которые хотят жить и, соответственно, вкладывать деньги по принципам шариата, и их число с каждым днем растет. Это возможность привлечения в экономику дополнительных неинвестируемых ранее средств.

- В чем заключается успех исламского банкинга при отсутствии ссудного портфеля?

- Многие считают, что беспроцентный банкинг - бездоходный и бесприбыльный. Но это не так, потому что существует несколько видов дохода: это прибыль – дивиденды, арендный доход, когда вы продаете право пользования и ссудный процент. Исламский банкинг зарабатывает на аренде и дивидендах. Он активно начал работать после 60-70-х годов прошлого века, до этого времени все исламские страны работали по традиционной системе. Сегодня в силу того, что спрос рождает предложение, исламский банкинг все больше набирает обороты. Основная часть нефтедолларов находится именно в исламских странах, соответственно ликвидность в указанном регионе находится на высоком уровне. Эти деньги нуждаются в инвестировании, но собственники таких средств требуют, чтобы деньги инвестировались по принципам ислама. Поэтому многие западные банки ищут инструменты, которые соответствовали бы принципам исламского банкинга.

На мой взгляд, экономика, работающая по принципам исламского финансирования, менее подвержена рискам, вот почему рост данного рынка очень высок, в среднем эта цифра достигает 10-15%.

Автор: Дина Джекибаева, "Капитал.kz"

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2024.